Новости Гатчины
24.04Мужчина задержан по подозрению в ограблении собственной матери
24.04В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
24.04На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•На маршруты Гатчинского района выйдут новые автобусы
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•В Гатчине вновь состоится всероссийский полумарафон «Забег.РФ»
Застрял в ...интернете
22 апреля 2013 г.
Приобщение к новым технологиям, в случае неумеренного «потребления», несет с собой опасность возникновения заболевания – аддикции. Об этом с корреспондентом «Гатчинской правды» беседует заведующий психоневрологическим отделением МБУЗ ГЦРКБ П.Ю.Сапожников.
- Павел Юрьевич, что такое – зависимость? По состоянию человеческой психики, по восприятию реальности, окружающих людей? Особенно, если наш разговор сегодня не о наркотиках, а о всяческих «соблазнах» цивилизации: игровых автоматах, компьютерных, карточных и других азартных играх, общении в социальных сетях.
- Зависимость или аддикция – одна из форм нарушенного (деструктивного) поведения. Главная характеристика которого – уход, бегство из реальности путем фиксации внимания на каких-то предметах или видах деятельности, сопровождающихся ярко выраженными, сильными эмоциями. Человек для этого может употреблять химические вещества. Но поскольку мы договорились, что сегодня о наркотиках не беседуем, то перечислю зависимости, «не химического происхождения»: это приверженность к азартным играм, интернету, мобильной связи (телефону), телевидению, шопингу, эротике и т.д. Есть так называемые социально-приемлемые зависимости: чрезмерное увлечение фитнесом, например, или трудоголизм. Они напрямую обществу, казалось бы, вреда не приносят, а человек, их испытывающий, – страдает. Мне хотелось бы акцентировать внимание ваших читателей на одной из таких аддикций – интернет-зависимости. Для общества она относительно не опасна, а вот для самого «носителя» представляет угрозу. На сегодня это одна из самых больших проблем, учитывая массированное и стремительное вхождение интернета в каждый дом, в каждую семью. Уже констатированы случаи убийства родителей, которые пытались остановить детей подросткового возраста с интернет-зависимостью.
– По каким признакам констатируют, что у человека появилась зависимость? Ведь в одном случае мы говорим: «Он увлекается компьютерными играми», или «Она сидит по ночам в социальных сетях», а в другом выносится вердикт: аддикция.
- Специалисты дают «портрет» так называемого нормального, не «зараженного аддикцией», интернет-пользователя: при вхождении во всемирную «паутину» он имеет конкретную цель, тратит на ее достижение разумное и ограниченное время. При этом он четко различает виды общения: «живое», реальное – и виртуальное. Интернет для него – рабочий инструмент.
Есть предвестники интернет- зависимости: навязчивое желание проверять электронную почту, предвкушение очередного web-сеанса, нарастание количества часов, проводимых в сетях, и как следствие – увеличение финансовых расходов на Интернет. Если, предположим, мы говорим в данном случае о подростке, то он будет настаивать, чтобы ему увеличили фиксированную плату за пользование Интернетом, а в случае, когда мама с папой забывают заплатить вовремя, он устраивает им истерику.
Есть и физические симптомы: например, головные боли, ощущение сухости в глазах, как у профессиональных компьютерщиков, боли в спине, синдром карпального канала – поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц, нерегулярное питание, расстройство сна... Кстати сказать, чаще возникает интернет-зависимость не у профессионалов-компьютерщиков, которые Интернет воспринимают как рабочий инструмент, а у лиц со средним образованием, гуманитариев, и детей, конечно. По данным западных исследований, от 1 до 5 % людей земного шара – интернет-зависимы.
- В чем причина? В личной «биохимии», привычке «адреналинить», установках, полученных в детстве, в сложившейся безвыходной ситуации, одиночестве?
- Возникновение заболевания формируется многими факторами, среди которых на первом месте – воспитание. Один и тот же результат приносит и гиперопека, и ограниченное общение родителей с детьми. Зависит и от ситуации в семье, в обществе, на работе, от характерологических особенностей.
-Что хорошего (или плохого) дает в этом плане детям Интернет или, к примеру, развивающие компьютерные игры?
- Когда родитель сажает ребенка за компьютер и ставит ему, якобы развивающую игру, на самом деле что развивается? – Привязанность. На самом деле нам удобно посадить ребенка перед компьютером (где он, якобы, «умнеет»), чтобы он нам не мешал заниматься своими делами. А ребенку нужно общение – живое, реальное! Предоставленный «попечению» «смурфиков» или других мультяшных героев, он постепенно, незаметно втягивается в этот мир. Согласитесь, гораздо сложнее вставать утром и вместе с ребенком делать зарядку, или утром пойти в парк кататься на лыжах. Проще нажать кнопку, чтобы за тебя это сделал кто-то другой. Дети все копируют. Если вы сами не сформировали у себя привычку чистить зубы утром и вечером, то вы не объясните ребенку, что это делать необходимо. Если ваш ребенок сажает фрукты-овощи руками «смурфиков», нажимая кнопочки, то вряд ли у него будет достоверное представление о труде – нагрузки-то нет физической. Ему кажется, что это легко и беззаботно. Вы ведь ему не объясняете, что прежде, чем что-либо посадить, нужно запастись семенами, вырастить саженцы, рассаду, узнать о биохимии почвы, агротехнике и т.д. Кнопка – вот ваше решение проблемы. Приобщая ребенка к развивающим играм за компьютером, мы сами подталкиваем его к формированию виртуального мира. Я считаю, что детям Интернет противопоказан.
- Но сегодня он «равнозначен» зубной пасте…
- Согласен. Это реалии нашей жизни. Дети должны уметь пользоваться современной техникой и технологиями, но с помощью взрослых уяснить еще, что это всего лишь инструменты, а не способ и не образ жизни.
А реальная жизнь – это они сами, их одноклассники и учителя, соседи по подъезду… Мы должны учить их жить в реальном мире, получать удовольствие от реальной жизни и учить решать возникающие проблемы, а не убегать от них в виртуальный мир. Вся наша жизнь – это столкновение с реальностью, осознание и решение, извлечение опыта и продолжение движения и развития.
- Есть ли какие-то базовые принципы в общении с детьми, которые бы помогли сделать их менее податливыми, менее восприимчивыми к этим самым «крючкам» зависимости?
- Кроме уже названых ранее, я назову еще несколько факторов, способствующих «уходу» детей в виртуальный мир: когда ребенок наблюдает или участвует в компьютерных играх родителей, знакомых, друзей, одноклассников; когда в семье существуют непрогнозируемые отношения: за равнозначные поступки то хвалят, то ругают, то зацеловывают, то предъявляют сверхтребования. А у самих взрослых – неумение формировать отношения с партнером, проблемы в общении.
Что происходит с взрослым, который общается во всяческих блогах и сайтах. Он формирует свой виртуальный образ – как востребованный, решающий, волевой, контролирующий. У него нет необходимости удерживать внимание одного человека: если что-то не сложилось с одним респондентом, можно тут же, «кликом» найти другого «слушателя»… Анонимность «развязывает язык». Меняя «слушателей», человек может повторять одно и то же и таким образом перестает расти личностно. Ему становится еще сложнее общаться в реальной жизни. И тем больше он стремится в мир виртуальный. Кроме того, он испытывает информационную перегрузку, так как, заходя без конкретной цели в Интернет, человек может блуждать там часами – как в лесу, «сползая» от одной ссылки к другой. Многие семьи сегодня разрушаются из-за социальной сети «Одноклассники».
- А чем плохи воспоминания о прошлом?
- Человек, к примеру, постсорокалетний, имеет проблемы в семье: дети взрослеют, постепенно отдаляются от родителей, супруги перестают общаться или общаются с напряжением, накапливаются бытовые проблемы, сложности на работе и т.д. А тут вдруг на горизонте возникает первая любовь – несущая с собой воспоминания о том времени, когда человек был молод и ничем не обременен. С кем ему легче общаться? Что несет ему положительный заряд? – Ответ ясен. И он еще меньше общается с реальными членами своей семьи, застревая в социальных сетях и наращивая, как снежный ком, число и глубину нерешенных проблем.
-Что делать, если мы обнаружили у нашего родственника явные симптомы аддикции?
- Предложить лечение у специалиста – психолога или психотерапевта. Замечу, что лечение это сложное, иногда даже с включением в курс терапии лекарственных препаратов, лечение в анонимных группах. Этим занимается Областной психоневрологический диспансер. Его телефон 8-812-575-60-06. Есть еще один телефон - экстренной службы психологической помощи 8-800- 200-47-03.
Напомню три заповеди, которых следует придерживаться родственникам, желающим помочь своим близким: «Помогайте. Не унижайте. Спасайте»… Если увидите, что человек не желает принимать ни вашу помощь, ни чью-либо вообще, если он упрямо культивирует свою зависимость – это его выбор, и ответственность за него он должен нести сам. Не дайте разрушить ни свою жизнь, ни жизнь других членов своей семьи.
- Спасибо за интервью.
Беседовала Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 42 (20335) от 18 апреля