Новости Гатчины
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
«Юный ансамблист»: главное – слушать своего партнёра
16 марта 2013 г.
С каждым годом растет популярность гатчинского музыкального конкурса «Юный ансамблист». Завтра Детская музыкальная школа им. М. М. Ипполитова-Иванова вновь будет принимать у себя юных исполнителей. Мы беседуем с заведующей классом ансамбля и аккомпанемента школы Татьяной Васильевной Тулаевой о том, почему к нам съезжаются участники со всех регионов Северо-Запада, и что дает талантливой молодежи игра в ансамбле.
- Татьяна Васильевна, кому принадлежит идея создания конкурса?
- История конкурса «Юный ансамблист» началась в 2001 году, а идея его создания принадлежит педагогам фортепианного отдела, который возглавляет Заслуженный работник культуры РФ Инна Романовна Лаврова. Имея большой практический опыт в музыкальном и пианистическом развитии детей, педагоги увидели его необходимость. В 2001 году на базе нашей школы был проведен 1-ый районный конкурс по двум номинациям - «ансамбль» и «аккомпанемент». Почему это было нужно? Конечно, совместным музицированием занимались всегда. Все выдающиеся мастера писали сочинения в этом жанре. Но многие годы этот вид работы редко использовался преподавателями. Сегодня это продиктовано объективными условиями эстетического воспитания. В ансамбле возникает негласное состязание, ведь не хочется юному музыканту скомпрометировать себя перед другим. А это и есть стимул к основательной и более организованной игре. Игра в ансамбле способствует всестороннему развитию способностей ученика, расширяет его кругозор и является прекрасным средством общения.
- Тогда, что дает ученику аккомпанемент?
- Обучение аккомпанементу выполняет очень важную миссию: ученик ближе знакомится с другим инструментом. Очень трудно организовать ансамбль с любым инструментом, а особенно с певцом. Иной тип звуковедения, иная распевность, протяженность звука, вибрация. Пианист будет по-иному воспринимать и свой инструмент. И чтобы этот вид музицирования не носил эпизодический характер, организаторы конкурса ввели номинацию «аккомпанемент».
- Существует ли какая-то программа, где обобщен этот опыт, чтобы им можно было воспользоваться?
- В 2011 году И.Р. Лавровой, мною и Е.В. Лантратовой создана модифицированная программа по классу фортепианные ансамбли для 1-7 класса в детских музыкальных школах и школах искусств, выпущенная издательством «Союз художников» в Санкт-Петербурге. В ней обобщен накопленный педагогический опыт преподавателей фортепиано, способных гибко сочетать в своей работе традиции и новации.
- Поделитесь, пожалуйста, как вы выбираете учеников для игры в ансамбле?
- Выбираем по способностям и одинаковому возрасту. Наиболее способных готовим к конкурсу. Детям XXI века не хватает живого общения, они мало разговаривают друг с другом. Если лет десять назад ученик ждал начала урока с книгой в руках, то теперь его видишь «уткнувшимся» либо в планшетку, либо в телефон. Еще и поэтому важна игра в ансамбле, она способствует общению друг с другом, учит слушать своего партнера.
- Любой конкурс — это ведь тяжелое испытание для юного музыканта. Как вы с этим справляетесь?
- Не считаю, что конкурсы идеальный вид работы. Вложив много сил, можно остаться незамеченным. Конкурсы часто сопровождаются слезами. Готовя ребенка к конкурсу, я говорю ему, чтобы он сыграл достойно, защищая честь школы, а не думал, какое займет место. К любому публичному выступлению, а тем более к конкурсу, обязательно нужна психологическая подготовка.
- Татьяна Васильевна, вы - выпускница этой музыкальной школы. Когда сюда поступали, каким был конкурс на место?
- Я пришла в класс фортепиано в 1961 году, конкурс на место был 100 человек. Моим преподавателем стал Лев Павлович Беженцев (во время Великой Отечественной войны он был аккомпаниатором Клавдии Шульженко). Лев Павлович играл на многих инструментах и руководил симфоническим оркестром в школе.
- В этом году исполняется 40 лет вашей преподавательской работе в школе. Ваш совет молодым родителям, зачем нужно учить ребенка музыке?
- Музыкальные занятия воспитывают у ребенка волю и дисциплину. В детстве ребенок должен «пройти» множество увлечений — рисование, пение, танцы, и через некоторое время будет понятно, какие способности в нем преобладают. Известно, что музыка развивает математические способности. Кто занимается музыкой, быстрее делает успехи в изучении иностранных языков и лучше говорит.
- Ваше преподавательское кредо?
- Не сержусь, когда ученик делает ошибки. Огорчаюсь, когда он не старается, потому что тогда не могу его ничему научить.
-Спасибо за интервью.
Зинаида СКОРНЯКОВ
Гатчинская правда, № 28 (20321) от 16 марта