Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Потребительское правосудие
14 марта 2013 г.
Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году он проходит под девизом «Потребительское правосудие сегодня». О том, какие мероприятия по защите прав потребителей запланированы на этот год, как вернуть обратно просроченный йогурт и как наказать невоспитанного таксиста, мы поговорили с новым начальником Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека Ленинградской области по Гатчинскому району Н.А. Васевым. Николай Анатольевич долгое время был заместителем начальника Центра гигиены и эпидемиологии г. Гатчина, поэтому со многими вопросами знаком не понаслышке.
- Николай Анатольевич, как часто к вам поступают жалобы от потребителей?
- Заявления поступают практически ежедневно. Часть из них поступает из правоохранительных органов, что-то – из прокуратуры, основную часть приносят сами жители. Все жалобы регистрируются у секретаря. По каждому заявлению проводится проверка. Нашим специалистам помогают работники Центра гигиены и эпидемиологии, т.к. большинство проверок проводится с привлечением клинической лаборатории.
- Сколько обращений вы проработали за прошлый год?
- Около 280.
- Давайте рассмотрим вашу работу на конкретных примерах. Предположим, я покупаю йогурт и дома обнаруживаю, что он просроченный. Что я должна сделать, чтобы вернуть деньги?
- Реализация продовольственных товаров с истекшими сроками годности в соответствии с санитарным законодательством запрещена. Вы имеете право прийти в магазин и потребовать возврата денежных средств за указанный товар. Вы также можете прийти к нам и написать жалобу, объясняя, где и когда вы купили некачественный или просроченный товар. После чего наши специалисты проводят проверку магазина, в котором был куплен йогурт.
- Наличие кассового чека обязательно?
- Безусловно, чек является документом, подтверждающим факт купли-продажи между покупателем и магазином, но как гласит «Закон о защите прав потребителя»: чтобы предъявить претензии продавцу, наличие чека необязательно. Зато обязательно наличие двух непредвзятых свидетелей, которые подтвердят факт покупки вами просроченного йогурта. Это, конечно, усложняет процесс, но таков закон.
- Допустим, у меня есть чек или два свидетеля и просроченный йогурт. Что дальше?
- Как я уже говорил, в соответствии с кодексом РФ об административных правонарушениях п.1 ст.14.4 реализация продовольственных товаров с истекшими сроками годности запрещена и влечет за собой административное наказание.
Наши специалисты проводят проверку в магазине и изымают часть партии просроченного товара для проведения необходимого расследования. По результатам проверки на магазин налагают штраф.
- Какова сумма штрафа?
- Сумма штрафа зависит от того, по чьей вине в магазине появился некачественный товар. Это может быть вина поставщика, вина руководства магазина, умышленно выставившего на полки просроченную продукцию, или вина управляющего, который попросту недоглядел. Если магазин штрафуется впервые, то размеры штрафов следующие: на должностное лицо от 3 000 до 10 000 рублей, на индивидуального предпринимателя от 10 000 до 20 000 рублей, для юридического лица – сумма варьируется от 20 000 до 30 000 руб.
- Бывает, что магазин «попадается» повторно на просроченном товаре?
- Бывает и такое. В этом случае правонарушение уже рассматривается с отягчающими обстоятельствами, и сумма штрафа увеличивается в разы. Но все опять-таки зависит от каждого конкретного случая.
- С продуктами питания понятно. Давайте представим следующую ситуацию: я заказала мебельный гарнитур или пластиковые окна, внесла предоплату, а доставка задерживается.
- Наших граждан зачастую вводят в заблуждение. По «Закону о защите прав потребителей» оплата товара производится в соответствии с договором розничной купли-продажи и не всегда вы обязаны вносить предоплату до поставки вам товара. У нас бывало много случаев, когда граждане, оплатив большую часть заказа, не могли дождаться, когда им доставят мебель или она. Одно такое разбирательство длилось в течение почти трех месяцев. В результате по решению суда поставщика мебели обязали выплатить клиенту моральную компенсацию за просроченную на длительное время доставку.
Что касается качества мебели, то при обнаружении брака уже после установки, производитель обычно идет навстречу клиенту и забирает некачественную мебель обратно. Признаюсь честно, не всегда они делают это добровольно – некоторых приходится привлекать к административной ответственности и обращаться в суд. Но все подобные дела мы в результате решаем в пользу потребителя.
- Раньше в каждом советском магазине было обязательным наличие жалобной книги. Как обстоит дело сегодня? Представляет ли она какую- нибудь ценность? Если продавец мне нахамит, а я оставлю свою жалобу, возымеет ли это действие?
- В соответствии с Правилами торговли, утвержденными постановлением правительства РФ No 55 от 19.01.1998 п.1 п/п. 8, «Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию».
При проведении плановых и внеплановых проверок по жалобам потребителей, мы проверяем наличие жалобной книги и их количество. На оборотной стороне страницы с жалобой руководитель магазина обязан дать свой ответ и прокомментировать ситуацию в течение месяца. Если покупатель остается недовольным ответом, он уже может прийти к нам для дальнейшего выяснения ситуации.
- Как вы считаете, те люди, которые к вам обращаются, их можно отнести к какой-то определенной категории? «Борцы за справедливость» или что-то в этом роде.
- Я не могу выделить определенную группу людей. Если дело касается мебельного гарнитура, то любой человек придет к нам за помощью, а если это просроченный пакет молока, то не каждый согласится тратить свое время и нервы на выяснение отношений.
- Сегодня много людей предпочитают совершать покупки через интернет. Бывали ли у вас случаи обращения граждан с жалобами на такие магазины?
- Совсем недавно к нам пришла жалоба пожилой гражданки из Санкт-Петербурга. Она купила какие-то биодобавки в интернете на сумму около 80 000 руб., а курьер привез ей совершенно другой товар. Она написала жалобу в Роспотребнадзор по месту жительства, заявление передали нам, т.к. фирма-поставщик зарегистрирована в Гатчине. Мы разъяснили бабушке все ее права и помогли вернуть деньги. В судебном порядке с директора фирмы взыскали компенсацию, и теперь каждую неделю курьер привозит старушке по 15 000 руб. Так будет продолжаться до тех пор, пока вся сумму не будет возвращена.
- Что касается возврата денег, разъясните, пожалуйста, такую ситуацию. Девушка покупает сапоги, через два дня на них ломается молния, а в магазине отказываются принимать их обратно и возвращать деньги. Что делать?
- Я советую всегда обоюдно стараться решить вопрос. Сначала нужно написать письмо на имя директора магазина и дождаться его письменного ответа. Если он также будет отрицательным, уже идти к нам.
Обычно сапоги забирают на экспертизу. Если выявляется очевидный брак – неисправная молния или кривой каблук – деньги возвращают сразу. Если же девушка два дня гуляла по лесу и сапоги потеряли всякий товарный вид, естественно, деньги не вернут.
- К нам в редакцию поступило письмо от жителей пос. Дружная Горка. Граждане жалуются на магазин «Пятерочка». Дело в том, что в магазине часто проводят акции, когда товар продается по сниженной цене. Вот только кассовый аппарат про эти акции ничего не знает и продолжает пробивать чеки по обычным ценам. Возмущенные граждане уже жаловались директору магазина, на что получили ответ – «компьютерная программа, установленная на кассах, неисправна. Ничего сделать не можем».
- Странно, что они не обратились к нам с этой жалобой. В этом случае также нужно начать с письменного заявления на имя директора, а потом уже обращаться к нам. Если наши специалисты выявят, что программа действительно неисправна, то руководство магазина вводит граждан в заблуждение, за что предусмотрен большой административный штраф.
- Еще одна жалоба жительницы г. Гатчина. Она рассказывает о невоспитанности таксиста, который буквально вытолкнул ее из машины из-за большого количества пакетов из продуктового магазина, которые могли запачкать сидения такси. Возможно ли наказать хама и привлечь его к административной ответственности?
- Подобные случаи двояки и доказать свою правоту или неправоту будет сложно и той и другой стороне. Нужна большая доказательная база, множество непредвзятых свидетелей. Этот вопрос лучше решать непосредственно с руководителем такси.
- И последний вопрос. В этом году День защиты прав потребителей пройдет под лозунгом «Потребительское правосудие сегодня». Какие мероприятия у вас запланированы?
- Традиционно мы проводим различные мероприятия, связанные с информированием населения об их правах. Вся необходимая информация будет размещена в СМИ, на стендах различных учреждений, а также в библиотеке им. А.И. Куприна.
На базе двух соседствующих отделений – Роспотребнадзора и Центра Гигиены и эпидемиологии состоится день открытых дверей для учащихся 10-х классов. Под лозунгом «Моя будущая профессия – санитарный врач медико-профилактического дела» мы расскажем ребятам о нашей работе, покажем интересный фильм о том, что из себя представляет Роспотребнадзор сегодня, зайдем к каждому специалисту нашего отделения и узнаем специфику их работы. В бактериологической лаборатории в кодировочном отделе ребят ждет сюрприз – они смогут проверить свои телефоны и другие электронные гаджеты на предмет уровня электромагнитного поля и других влияющих на здоровье факторов. Наши врачи-лаборанты подкованы в этой информации, они подскажут, где нужно носить мобильный телефон, когда лучше его выключать, а когда не нужно пользоваться совсем.
Кстати, сегодня, 14 марта, у нас работает горячая линия. Мы ждем звонки от жителей г. Гатчина и Гатчинского района с любыми интересующими их вопросами. У нас работают два компетентных юриста, которые смогут дать полноценные ответы и объяснить, как следует поступить в той или иной ситуации. Звонки принимаются по телефонам: 2-17-44, 9-36-80 с 9 до 17 ч.
Беседовала Ирина ХРУСТАЛЕВА
Гатчинская правда, № 27 (20320) от 14 марта