Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
12.04Назначены штрафы нарушителям, выгружающим строительный мусор на контейнерные площадки
Афиша-анонсы Гатчины
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
31 марта Органный концерт "Зеркала времён"
28 марта Концерт, посвященный Всемирному Дню фортепиано
24 марта Концерт вокально-инструментальной музыки "Мелодий трепетные звуки"
24 марта Концерт Виктора Фетисова (баян)
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•О планах по благоустройству в Гатчине
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
•В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
«За верность государю и животные достойны памяти»
17 января 2013 г.
Осенью 1888 года произошло крушение императорского поезда близ станции Борки. В Гатчинском парке есть памятник, напоминающий об этой трагедии.
В Собственном садике у стен Гатчинского дворца среди дорожек и площадок со скульптурой есть тихий уголок-мемориал, посвященный верным друзьям семьи императора Александра III и Николая II. На мраморных плитах выбиты трогательные имена домашних животных с датами их жизни. Например, собачек Бобика, Блека, Бульбома, кошечки Пумы, попугаев Какаду и Попочки.
Среди них выделяются отдельно поставленные две невысокие пирамидки из гранита. На одной сохранилось имя «Камчатка». Этим памятным знаком было обозначено место захоронения любимой собаки Александра III. Собака погибла во время крушения императорского поезда близ станции Борки под Харьковом 17 октября 1888 года.
Вот как момент крушения описан в «Правительственном вестнике» от 20 октября 1888 года: «Их Величества Государь Император и Государыня Императрица, со всем Августейшим Семейством, и лица Свиты находились за завтраком в вагоне-столовой. При сходе с рельсов первого вагона произошла страшная качка; следующие вагоны слетали на обе стороны; вагон-столовая, хотя и остался на полотне, но в неузнаваемом виде: все основание с колесами выбросило, стенки сплюснулись и только крыша, свернувшись на одну сторону, прикрыла находившихся в вагоне. Невозможно было представить, чтобы кто-либо мог уцелеть при таком разрушении. Но Господь Бог сохранил Царя и Его Семью».
Упорно бытует легенда, что физически сильный мужчина (он мог скрутить в узел кочергу) Александр III удержал крышу вагона и тем спас любимое семейство от гибели. Но, как следует из текста, стены вагона-столовой сдвинулись, и один конец крыши удержался на другом вагоне, образовав свободное пространство. Однако от сильного удара в пролом вагонной стенки на откос железнодорожной насыпи выбросило дочь Александра III - малолетнюю великую княжну Ольгу, которая осталась невредимой и закричала: «Папа, папа, я жива!» Ее же старший брат великий князь Михаил был вынут из-под вагонных обломков солдатом при помощи императора. Из членов царской семьи больше всех пострадала старшая дочь Ксения, повредив позвоночник.
Во всем поезде уцелело только пять вагонов. Больше всего пострадал вагон, в котором ехали придворные служащие и буфетная прислуга. Всего при крушении поезда погиб 21 человек и 37 были ранены. Императрица Мария Федоровна писала своему брату в Данию, что не может выразить в словах чувства, овладевшие ею, когда среди руин и стонов она, изрезанная осколками стекол, убедилась, что ее муж и дети живы.
Александр III лично распоряжался организацией помощи раненым, «несмотря на крайне дурную погоду, при пронизывающем дожде и сильной грязи». Он уехал с места крушения только тогда, когда «последний раненый был перенесен в санитарный поезд».
Больше всего поражает, когда знакомишься с результатами расследования, что, как и сейчас, причиной катастрофы было, прежде всего, повсеместное воровство во время строительства железной дороги, начиная с высшего руководства. И опять же многие это знали, но ничего с этим не могли сделать. Например, правительственный инспектор пытался бороться со злоупотреблениями, но «временами его отношения с правлением дороги обострялись настолько, что на заседания ходил с револьвером». Александр III тоже догадывался, хотя не знал об истинных масштабах воровства. Наверное, поэтому во время крушения сказал ставшую исторической фразу: «Красть надо меньше!»
И вторая, столь же знакомая сегодня причина всех наших аварий, - безответственность, некомпетентность и халатность высокопоставленных чиновников вплоть до министров. Несмотря на то, что это был «царский» поезд, он был отправлен с нарушением множества правил эксплуатации железнодорожного транспорта и состояния дороги. Здесь и превышение скорости на аварийном участке, и перегруженный состав, который вдвое превосходил допустимую длину, а по весу приближался к товарному. Поезд тащили два паровоза, что тоже не допускалось для пассажирских поездов, и многое, многое другое.
Проведя тщательное расследование, блестящий юрист А.Ф. Кони пришел к заключению о «преступном неисполнении всеми своего долга». А в результате? Довести дело до суда, чтобы наказать главных виновников - министров и правление дороги - ему не дали. Существовавшие в то время законы не позволяли это сделать, а разработанные вновь - не прошли утверждение в Государственном Совете. Бессилен был это сделать и император. Он вынужден был прекратить расследование, издав «милостивый манифест».
Оставалось только уповать на Бога. На месте крушения поезда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса, а также в память о «счастливом избавлении императорской семьи от гибели» по всей стране тоже были построены десятки храмов.
В этом крушении погиб любимый пес Александра III, его верный друг. Через 3 дня после аварии императорская семья уже была в Гатчине. Император приказал похоронить Камчатку в Собственном садике. «Бедный Саша так подавлен без Камчатки…Он скучает без его преданной собаки…», - записала в своем дневнике супруга государя Мария Федоровна.
Камчатку, собаку породы «лайка» подарили Александру III матросы крейсера «Африка» в 1883 году, Любимца императора можно видеть на парадных портретах семьи, а также на многочисленных фотографиях. Государи чаще, чем простые люди, чувствовали одиночество. «Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может, и Камчатка такой», - с грустью заключил Александра III в конце своей жизни.
Памятник Камчатке был выполнен за 150 рублей в «Скульптурной мастерской художественных изделий и предметов для постройки из мрамора, гранита и разных камней» Бота, которая в то время находилась в С.-Петербурге. Владелец мастерской скульптор Бот лично выполнил проект памятника. На нижнюю часть пирамидки был использован темно-серый гранит, а на верхнюю - красный.
Просматривая документы по установке этого памятника, хранящиеся в Российском государственном архиве в С-Петербурге, я увидела ничем не примечательный листок пожелтевшей бумаги шириной не более 15 см с надписью карандашом «Камчатка 30 июня 1883 – 17 октября 1888». Ниже была сделана приписка: «Собственноручная надпись Его Императорскаго Величества» и подпись Аничков. Аничков Милий Милиевич - генерал-лейтенант, с 1884 по 1891 годы был заведующим Царскосельским и Гатчинским дворцами и комендантом г.Гатчины.
В этой же папке сохранился рисунок памятника и распоряжение, где он был установлен: «Памятник поставлен в Дворцовый сад под наименованием «Собственный садик Их Императорскаго Величества» близ дворца у окон уборной Его Величества Антресольнаго этажа Арсенальнаго каре июня 15 дня 1889».
Валентина ФЕДОРОВА (Продолжение следует)
Гатчинская правда, № 5 (20298) от 17 января