Новости Гатчины
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
Один дома и на улице, или когда отпускать ребёнка одного
11 октября 2012 г.
Отечественные психологи не рекомендуют оставлять ребенка одного, пока ему не исполнится 6-7 лет. Это дома. Что же касается самостоятельного гуляния, посещения школы и других детских учреждений, то наши специалисты называют «границу самостоятельности» - 12 лет.
Кое-кто из поколения, выросшего с ключом на шее, наверняка скажет: «Да что такого! Мы же росли на улице, казаки-разбойники, сбор макулатуры-металлолома…»
Изменилось общество, изменились люди. Михаил Виноградов, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, психиатр-криминалист, категоричен: «Сегодня оставлять детей дошкольного возраста одних вообще нельзя. Ни дома, ни во дворе».
Преступники, как утверждает Виноградов, действуют изощренно, они знают, как заинтересовать и вызвать доверие к себе маленького ребенка.
Детей воруют, вопреки распространенному мнению, большей частью не на органы и не ради денег. Чаще всего в роли похитителей сегодня выступают либо бездетные родители – для себя; либо люди, представляющие интересы педофилов, которых стало много среди очень обеспеченных людей, либо сами педофилы, либо создатели порнографических фильмов и сайтов. Причем, помогают им в этом очень часто женщины и подростки, к которым у детей изначально больше доверия.
Итак, оптимальный возраст, когда ребенка можно отпускать гулять одного во двор, дойти до школы – 12 лет. Но отпустить - не значит оставить ситуацию бесконтрольной. Сегодня существуют не только мобильные телефоны, но и возможность подключения через мобильных операторов такой услуги, как определение местоположения телефона.
Но дело осложняется еще и тем, что уже в 10-11 лет ребенок достигает первого из трех уровней взросления, то есть стремления к автономии и самостоятельности. И когда ему приходится идти куда-либо под присмотром взрослых, естественно, у него это вызывает негативную реакцию.
Как сгладить эти шероховатости? Во-первых, понимать, что в этот период происходит с ребенком. В 10-11 лет он стремится к самостоятельности на уровне «Я хочу»: «Не надо мне советовать», «Не надо меня встречать, я что – маленький?», «Мой портфель – что хочу, то и кладу», «Почему мне нельзя смотреть этот фильм, а вам можно?».
Что за этими фразами стоит? Ребенок хочет, чтобы мама и папа признали сам факт взросления и соответственно стали и относиться. Как конкретно это может выглядеть: дать ребенку возможность участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми; советоваться с ним, прислушиваться к его мнению, включать в обсуждение семейных проблем; в деле, которое его касается лично, давать ему главную роль (пришли обувь покупать – пусть сам выбирает, сам расплачивается). Пересмотрите свою систему запретов и правил, с точки зрения дорос – не дорос. Установите лишь несколько твердых правил- запретов и не придирайтесь по мелочам.
Кстати, личный пример тоже никто не отменял. Если вы хотите приучить ребенка к тому, что взрослых необходимо ставить в известность о своих перемещениях, воспитывайте своим поведением. Если вы с мужем (женой) или бабушкой-дедушкой (если живете вместе) ставите в известность друг друга, куда и с кем идете, то и у детей это войдет в привычку. Тогда просьбу сообщить, куда пошел и когда вернется, ваш ребенок не будет рассматривать как посягательство на свою независимость.
Считается, что к 11-12 годам дети должны уметь принимать большинство решений самостоятельно, без родительского участия.
В 12-13 лет наступает второй этап взросления – «правозначимый», как его называют психологи: от «я хочу» к «я могу». Подросток отстаивает свое законное право на самостоятельность, равноправие со взрослыми не только в семейном кругу, но и в социуме. Он старается расширить свои права и ограничить ваши. В это время прямые родительские запреты и наставления действуют плохо. Лучше не запрещать, а сдерживать, ограничивать, выдвигая определенные условия, ставить рамки. И с пониманием относиться к нежеланию вашего ребенка подчиняться, поскольку это в нем работает природой заложенный в инстинкт.
«Наша цивилизация в разных формах заставляет человека подчиниться, чтобы выжить, - пишет Дмитрий Морозов, основатель и руководитель известной во всем мире общины для приемных детей Китеж. - И только глубоко запрятанный инстинкт неподчинения мешает в глобальном масштабе восторжествовать лени, безразличию, готовности превратиться в послушного барана». И далее: «Без внутреннего стремления нарушать границы не было бы ни науки, ни искусства, ни вообще какого-либо стремления к совершенству». Это ни хорошо, ни плохо – оно просто есть и родителям надо научиться управлять этой реакцией во благо. Помогите ребенку увидеть себя со стороны, помогите разобраться в своих чувствах и эмоциях, чтобы он захотел и смог их контролировать.
Но мы также должны знать, что именно в этом возрасте влияние, даже давление сверстников на подростка становится максимальным. Желая самоутвердиться и положительно себя оценить, он легко сближается с той компанией, где его принимают. И вести себя начинает так, чтобы именно компания его действия и поступки одобряла. Так что, мамы и папы, заранее приглядитесь к друзьям вашего сына или дочери.
В связи с этим обстоятельством стоит сказать, что и мобильный телефон не спасет, если опасность представляют не какие-то чужие дяди-тети (о которых мы говорили вначале), а свои же одноклассники. Сколько раз уже взрослые содрогались, узнав из интернета подробности о том, как издеваются подростки над своими же сверстниками в их же квартирах в отсутствие родителей.
«Как избежать насилия в школе, как избежать насилия в соседней квартире – это, пожалуй, самый сложный вопрос, - считает М.Виноградов». Сейчас принимается закон о снижении возраста уголовной ответственности. Раньше личность формировалась к 13 годам. Сегодня психологи с уверенностью констатируют: в 12 лет человек уже точно знает, что творит. И связано это с общей акселерацией.
Какое же средство может защитить ребенка от трудной ситуации, когда он находится один, когда ему самому нужно принимать решение? Полное доверие между детьми и родителями – ничего нового психологи и педагоги предложить не могут.
То же самое можно сказать и про аномальное поведение в интимной сфере. Сегодня дети в вопросах секса просвещены больше, чем их родители. И если у детей с вами существуют доверительные отношения, то они смогут поставить вас в известность о том, что «неправильного» происходит, к примеру, в школе или спортивной секции. В СМИ приводят случай, когда в одной из школ учитель физкультуры заставлял девочек раздеваться и трогал их, мотивируя свои действия какими-то благими намерениями. Дети сообщили об этом родителям. Так что, если с современными детьми происходит что- то относящееся к вмешательству в интимную сферу, они сразу понимают, что к чему. Так вот, если они вам доверяют, то поставят вас в известность об этом.
Уже упоминавшийся Дмитрий Морозов считает: «Родитель не может защитить ребенка от влияния окружающего мира, не рискуя затормозить его развития, а это опаснее любых вредных привычек и представлений, которыми замусорен «большой мир»… Воспитывает окружающий мир, а мы можем лишь успевать с интерпретацией и объяснением… или не успевать».
Нереально быть с ребенком целый день, но вы можете сделать традицией вечернюю беседу по душам – всего полчаса. Но этого достаточно, чтобы вспомнить, что случилось за день, выделить главное, оказать поддержку, намекнуть на ошибки и даже «посекретничать». Найдите возможность обсуждать с детьми и эпизоды криминальной хроники, которую показывают по ТВ. Это поможет создать дополнительный щит: ребенок начнет понимать, что может быть опасным, и постарается этого избегать.
Возможно, кто-то предположит, что такие разговоры вызовут повышенную тревожность у ребенка. Могут – но не более того, как Сказка про волка и красную шапочку или фильмы ужасов, которые взрослые позволяют себе смотреть в присутствии детей. Вспомним, что в Японии с младших классов детей обучают тому, как себя вести при наводнении и землетрясении, потому что это – островная страна. Вспомним также, что в семьях ниндзя учили своих маленьких детей особой координации, устраивая люльку таким образом, чтобы она натыкалась на стену. Грудной младенец, «выявив закономерность» повторявшегося неудобства, в нужный момент группировался. Чтобы меньше пострадать.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 115 (20259) от 11 октября