Новости Гатчины
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
16.04В парке "Зверинец" трое подростков подожгли сухостой
16.04Автоквест «Маршрут стойкости» по Гатчинскому району приглашает участников!
15.04От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
15.04Сироте-инвалиду предоставлено благоустроенное жилое помещение
15.04В Коммунаре злоумышленник стрелял в полицейского
15.04Шины на переработку можно сдать в Гатчине
14.04Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
13.04Приоратский парк приглашает на выставку, посвященную придворной охоте
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
•Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
•От жителей ждут информацию о выращивании сельхозпродукции на землях «Новый Свет-ЭКО»
•Глава администрации посетила Заячий ремиз и Мариенбург
•О планах по благоустройству в Гатчине
•Убийство отца и дедушки - завершено расследование уголовного дела
Крик о помощи
27 сентября 2012 г.
«Помогите!» Этот призыв может и не вырываться громкими звуками из уст страждущего помощи, но желание оказаться среди людей понимающих, заботливых и способных поддержать в трудной жизненной ситуации, может быть не менее сильно, как если бы человек кричал об этом на всю улицу или на весь дом, или на всю квартиру… Увы – мы подчас не слышим и не видим. Сегодня будем говорить о суицидальном поведении подростков.
Россия вышла на третье место по числу суицидов среди детей и подростков. Число их достигло такой величины (за 40-50 лет увеличилось на более чем 260%), что Министерство образования решило создать специальную комиссию, которая изучила бы ситуацию, а также разработала методику работы с детьми из групп риска. А затем обучила бы этой методике учителей.
Нам с вами некогда ждать (об этом говорит, например, недавняя трагедия в Кобрино, где в сентябре повесился 9-классник), поэтому обратимся к уже имеющимся исследованиям и рекомендациям психологов.
Что толкает подростка на сведение счетов с жизнью? Говоря официальным языком, этот акт является РЕАКЦИЕЙ на межличностный конфликт или на ситуацию, которая приносит душевные муки. Это может быть длительная ситуация безысходности: неуспеваемость в школе, пребывание в роли козла отпущения или жертвы, плохие отношения с родителями и сверстниками. Невыносимым испытанием для подростка может стать психологическая травма; накопленные тревоги и страхи; низкая самооценка, неразделенная влюбленность, резкое прекращение социальных связей с друзьями или родными, серьезные телесные болезни.
В его душе – ад, где переплетены чувства одиночества, мести, стыда, безнадежности, угрызения совести. Его переполняют гнев и агрессия, но поскольку он не может выпустить их наружу, он направляет их против себя. Подросток таким экстремальным способом хочет вырваться из безвыходной, по его мнению, ситуации или выйти из невыносимого психического состояния.
Кто состоит в группе риска? Чаще всего реагируют таким образом дети, не умеющие психологически адаптироваться к возникшим трудностям, испытывающие дефицит тепла и доверительных отношений с родными и близкими, пребывающие в депрессии. Сама по себе депрессия может быть вызвана потерей любви или внимания со стороны человека, который заботится о ребенке, долгим отсутствием или смертью любимого человека, либо его эмоциональным отдалением. Детскую депрессию можно «просмотреть», если ребенок постоянно болеет, или имеет диагнозы «гиперактивность», «задержка развития».
Как правило, попытка суицида совершается с незначительным (по времени) обдумыванием. Она диктуется импульсивностью, которую психологи связывают в данном случае с низкой терпимостью к невозможности получить желаемое и рискованным поведением. Употребление алкоголя и наркотиков – тоже фактор риска, толкающий человека к саморазрушению.
Корни – в семье. Психологи отмечают, что идея суицида возникает у тех детей, которые, попав в тяжелую для их нервной системы ситуацию, при этом не получают ни родительского тепла, ни общения, ни поддержки. Они не чувствуют эмоциональной отзывчивости родителей. Семья с крайне жесткой и авторитарной дисциплиной, плохим обращением неспособна оказать поддержку подростку в трудный для него кризисный период. Бывает, что дети в такой «ячейке общества» ощущают себя обузой, нежеланными.
Взрослым сегодня тоже приходится несладко. Руководитель московского Центра медико-психологической помощи, доктор медицинских наук, профессор З.И. Кекеридзе в одном из интервью отметил, что каждый второй россиянин испытывает психологические трудности. Особо эти состояния обостряются весной и осенью. Причину он видит в неправильном образе жизни – особенно горожан, неправильном питании и низкой психологической культуре.
…Итак, наши тоже не совсем адекватные взрослые возвращаются домой после работы. Они хотят отдохнуть от своих собственных проблем и у них нет ни желания, ни терпения, ни времени так поговорить с ребенком, чтобы он сумел раскрыться и почувствовать собственную значимость.
Раньше «отдушиной» были друзья и сверстники, с которыми можно было обсудить схожие проблемы и ситуации. Но сегодня, оказывается, в молодежной среде НЕ МОДНО рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Это равнозначно демонстрации своей слабости.
В результате у ребенка не формируется полезная привычка делиться с кем-либо своими чувствами. Все переживания наших юных сограждан запрятаны так глубоко, что подчас даже они сами их не понимают и не ощущают. Но в какой-то момент срабатывает пусковой механизм чрезвычайно эмоциональной силы, и копилка чувств взрывается.
Как тут не вспомнить книгу Владимира Железникова «Чучело» и одноименный фильм, снятый Роланом Быковым двадцать лет назад. (Кстати, этим летом книга была переиздана, представлена на Международной книжной ярмарке в Москве и пользовалась у посетителей большим спросом. Значит, проблема существует по сей день). Вот только главная героиня повести не сводит счеты с жизнью. Да, на нее ополчился весь класс, для нее весь мир перевернулся, но у нее был ДЕД, который ее понимал и БЕЗУСЛОВНО любил, – просто любил, за то, что она – его внучка. По всей вероятности, это «обстоятельство» помогло ей устоять «на краю»…
Как увидеть и прочитать сигналы SOS, поступающие от ребенка? Ребенок может «впадать» в беспричинную агрессию (она бывает направлена на самого слабого в семье – братика, сестренку); или, наоборот, испытывать апатию; в его поведении просматриваются оцепенение, сонливость; он часто молчит, не хочет разговаривать, отказывается от каких-то обязанностей, которые раньше выполнял с легкостью (вынести мусор, сходить за хлебом), бессмысленно проводит время. Неуверенность в себе маскирует нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью. К школе, учебе отношение меняется с позитивного на негативное, успеваемость резко падает.
Профилактика. По данным медицинской статистики, 83% людей с суицидальными идеями демонстрируют признаки депрессии (см. номер «ГП» от 13.09.2012), но далеко не все подростки с депрессией думают о суициде. Психологами подмечено, что у подростков, находившихся в состоянии депрессии, но имевших доверительные отношения с родителями и получавшими родительскую поддержку, выраженных суицидальных намерений не было.
Все дети испытывают психологические трудности, но, к счастью, не все выбирают столь радикальный шаг. Помогают им справиться с психологическими проблемами умение общаться со сверстниками и взрослыми; поддержка со стороны близких людей и родных; уверенность в себе и своих силах; убежденность в своей способности достичь жизненных целей; участие в общественной жизни коллектива сверстников, спортивных соревнованиях, конкурсах, мероприятиях; умение искать поддержку и обращаться за помощью при возникновении трудностей; стремление советоваться со взрослыми, когда нужно принять важное решение; открытость к мнению и опыту других людей.
Что вы можете сделать для повышения самооценки своего ребенка? Самооценка, как мы знаем, во многом зависит от физического развития, поэтому поощряйте занятия спортом. Старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще вашему ребенку. Почаще напоминайте о его не только больших, но и самых маленьких достижениях. Даже воспоминания о прошлых успехах улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Поддерживайте стремление к самостоятельности и самодостаточности. Не судите слишком строго, и вообще, поменьше оценивайте.
Как разговаривать? Говорите по душам, а не ведите допрос с пристрастием. «Похоже, у тебя что-то стряслось?», «Что тебя мучает?» Структурой вопроса, интонацией, всем своим видом вам нужно позаботиться о доверительном разговоре, чтобы ребенок захотел рассказать вам правду о том, что у него на уме.
Психологи предупреждают: важно не то, что именно вы говорите, а КАК вы это говорите. Не смущайтесь, если вы не можете найти нужных слов: ваш голос, интонация передут ваши искренние чувства. Говорите с сыном или дочерью, как с равными собеседниками. Вслушивайтесь в их чувства, а не только в излагаемые факты, и тогда вы сможете услышать то, о чем умалчивается. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами подростка. Будьте на его стороне. Направляйте разговор в сторону душевной боли, а не от нее. Дайте ему возможность найти свои собственные ответы, даже если считаете, что решение очевидно. Когда вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Просто будьте рядом. Не торопитесь заполнять возникшую паузу, так как молчание дает каждому из вас время подумать. Во многих случаях решения просто не существует, и ваша роль заключается в том, чтобы оказать дружескую поддержку, выслушать, быть с ребенком, который страдает.
И самое главное: если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, не понимаете ребенка и не можете ему помочь, обратитесь к профессиональному психологу.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 109 (20253) от 27 сентября