Новости Гатчины
23.04Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
23.04На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
22.04График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
22.04В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
21.04На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
20.04На пешеходном переходе сбили ребенка
20.04В Гатчине и районе за год мошенникам перевели почти 200 миллионов рублей
17.04Проведена замена асфальта на мосту через реку Колпанскую
17.04Первые восемь новобранцев отправились служить
17.04В музее авиационных двигателей провели познавательную игру для школьников
17.04Полным ходом идут работы по благоустройству Мариенбурга
16.04Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
16.04Временное ограничение движения транспорта в Гатчине - 17 апреля
Афиша-анонсы Гатчины
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
20 апреля Программа "Читаем всей семьей"!
20 апреля Библионочь в гатчинской библиотеке имени Куприна
14 апреля Органный концерт "Италия и Испания. Феномены"
13 апреля Творческий вечер от Арт-кафе "Компромисс"
9 апреля вечер музыки для фортепианного ансамбля!
Самое читаемое
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•На территории музея-заповедника "Гатчина" прорвало водовод
•Жителям произведен перерасчет платы за горячую воду на сумму более 300 тысяч рублей
•Мариенбург и Аэродром свяжет новая дорога!
•Первые восемь новобранцев отправились служить
•На пешеходном переходе сбили ребенка
•Народное гуляние "Масленица" в Гатчине - 17 марта
•В предстоящие майские праздники изменится режим работы МФЦ
•На дороге между Войсковицами и Пустошкой введут реверсивное движение
•Мемориал под Гатчиной увековечил память жертв нацистского геноцида
Конец летней вольницы
24 августа 2012 г.
В конце августа во дворах и на улицах города увеличивается число «стаек» подростков – они возвращаются от бабушек-дедушек, из спортивных и летних лагерей отдыха – под родительское крыло. А скоро – под бдительное око классного руководителя и школы. Летняя «вольница» заканчивается, ей на смену приходит подчиненность учебному расписанию и режиму.
Первая проблема, с которой вы столкнетесь, стара как мир: утренний подъем. Будить детей особенно трудно в начале учебного года. Можно часами перечислять средства, к которым родители прибегают, чтобы заставить свое чадо встать в семь утра, а то и раньше. В арсенале холодная вода, снятое одеяло, подброшенная в постель грелка со льдом, крики и воззвания к совести… Существует менее «воинственный», но действенный способ, позволяющий решить проблему утреннего подъема по-этапно.
Во-первых, родители должны понимать, что в период полового созревания организм функционирует и развивается таким образом, что подростки могут ложиться позже, многие из них часто не могут заснуть до полуночи. А спать им нужно порядка 9 часов. Вот и подсчитайте, сколько они «недобирают» сна.
Во-вторых, поговорите с вашими детьми (ребенком) о том, что особенности их физиологии не дают им права на карт-бланш для опозданий в школу. Предложите вместе выбрать способы контроля времени сна и пробуждения, добавив при этом, что ответственность за «исполнение» несет сам подросток.
В-третьих, как это ни трудно, но удержитесь от постоянной утренней проверки «проснулся – не проснулся». Дайте хотя бы один раз вашему сыну (дочке) испить чашу опоздавшего. Способ «довести до логического конца» некое событие использовал известный петербургский психолог А.И.Захаров в работе с тревожными детьми. Оказывается, есть и такие школьники, которые жутко боятся опоздать и просыпаются ни свет ни заря. В игровой форме Захаров выстраивал инсценировку: вот школьное крыльцо, вот звенит звонок, вот опоздавший входит в класс – и далее по сценарию, который известен всем без исключения взрослым, ибо кто из нас в детстве не опаздывал в школу? Такая методика годится и «тревожным», и «пофигистам», позволяя убедиться, что у каждого поступка есть последствия. Одни перестают бояться, а другие понимают, что за последствия своих поступков нужно отвечать.
В-четвертых, придерживайтесь рабочего режима в выходные дни тоже. И взрослые, и дети спят до полудня, считая, что таким образом восполняют недостаток сна в течение недели. Но таким способом они делают утреннее пробуждение в понедельник самым тяжелым. Какой выход? Как всегда, «золотая середина»: спать утром не дольше 1-2 часов, чем в будние дни.
Разобрались с утренним подъемом, идем дальше… А в том и проблема, что идти в школу ваш подросток не хочет. Ну, первого сентября еще сходит, а потом вдруг задаст вопрос: «А зачем это все нужно?» Взрослеющие дети не видят смысла в учебе; знания как таковые их не интересуют. Зачем физика? Зачем химия? История, литература? И так далее… Ваши утверждения, что это их обязанность, или что «образование позволит хорошо устроиться в жизни» – звучат неубедительно. В реальной жизни как раз масса примеров, когда люди с высшим образованием не могут найти работу с достойной зарплатой. Соответственно и существуют. Сделайте скидку еще и на возраст: подростки до 14-16 лет не способны к прогностическому мышлению. Им трудно СЕГОДНЯ задумываться о том, что будет с ними через 5-6 лет, а уж подчинять свои поступки призрачному будущему – тем более. Психологи предупреждают, что время от времени даже у самых ответственных и одаренных детей пропадает желание учиться – скачки возраста. Сами родители зачастую сетуют на излишне усложненную, перегруженную школьную программу. А если ты сам не уверен в рефрене «Ученье - свет», то как убедишь в этом подростка, который очень тонко чувствует правду и фальшь?
Что делать? При каждом удобном случае рассказывайте и показывайте своему ребенку, что образование делает жизнь интереснее и полнее, помогает понять мир и окружающих. В качестве примеров приводите вполне конкретные «картинки» и случаи из жизни.
Но одной риторикой проблему не решить. Учитывайте особенности характера своего ребенка, его увлечения. Если его хлебом не корми, дай поиграть в футбол, значит, условием, когда он может пойти на тренировку, должны быть выученные уроки. Ищите, все время ищите, в чем ваш ребенок силен и одарен. И тогда эта одаренность станет базой, на которую сможет наложиться вся остальная школьная программа.
Разрешите ему получать тройки, к примеру, по химии-физике, чтобы больше заниматься тем, что ему интереснее - историей и математикой… Было время, когда мне самой довелось преподавать в школе, и я обратила внимание на то, кто из моих учеников здоровее. Вы, наверное, уже догадались: как раз те самые троечники, которые любят погулять, погонять мяч во дворе или просто послоняться с приятелями по улице (наркоманов не берем – там другая история). А вот мои Послушные Девочки и Ответственные Мальчики, которые ОБЯЗАНЫ были выучить ВСЕ домашние задания, клевали на первых уроках носом и были бледны, как школьный мел, так как допоздна – особенно, если они еще были обременены занятиями в спортивных секциях, художественной или музыкальной школах, – учили уроки.
К началу подросткового кризиса авторитет родителей падает. К этому моменту введите в вашу семью – в окружение сына или дочери – Значимого Взрослого, мнение которого ему было бы интересно. Особенно это важно для тех мам, которые воспитывают детей в неполной семье.
Бывают иные причины, по которым ребенок не хочет идти в школу. Конфликт с преподавателем – тоже вещь не новая. Сначала разберитесь, в чем его причина. Возможно, ребенок что-то недоговаривает, возможно, сам провоцирует преподавателя или дает ему повод, чтобы обидеть или унизить. Бывает, что придирки учителя необоснованны – тогда без директора школы вам не обойтись, и если вы видите, что ситуация не меняется – переводите ребенка в другое учебное заведение. Мы ведь тоже увольняемся, если не можем найти общий язык с начальством. Почему ребенок должен жить постоянно в стрессе?
Плохие отношения с одноклассниками – тоже одна из причин нежелания посещать школу. Кстати, если их негативизм спровоцирован тем же учителем, то дело поправимо. В этом случае психологи советуют приглашать одноклассников домой и помогать ребенку налаживать нормальные отношения в неформальной обстановке. Общие игры или занятия помогают сгладить конфликт.
Если виной какие-то черты характера подростка (вспыльчивость, обидчивость, стеснительность), объясните ему, что любые его черты не являются недостатками. Это просто его особенности, которые или помогают общаться с людьми, или мешают. И вообще, старайтесь больше рассказывать ему о нем же самом – с точки зрения возрастной психологии. Пусть он знает не только о своих особенностях, но и о том, как с ними жить. Я убеждена в том, что уже в средней школе детей нужно хотя бы факультативно знакомить с азами психологии, чтобы они понимали сами себя, своих ровесников и собственных родителей. Тогда конфликтов будет значительно меньше.
Вспомните забавный эпизод из романа С.Моэма «Театр», когда великая английская актриса Джулия Ламберт в день премьеры ходила по дому мегерой и швырялась швабрами. Домашние просто прятались по углам, чтобы не встречаться на ее пути. В остальное время она была весьма милой, веселой и добродушной женщиной.
Мы все сотканы из «разноцветных полос». Объясняйте это вашему ребенку, не забывая говорить ему о том, что вы его любите и цените. Тогда его подростковая ненависть к самому себе и окружающим будет менее ожесточенной, а доверие к вам возрастет.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 94 (20238) от 23 августа