Новости Гатчины
24.05Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
24.05В честь открытия стадиона "Спартак" пройдет спортивный праздник
24.05Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
24.05Продолжаются работы по благоустройству двора по улице Урицкого, 20А
23.05Гатчинский район не вошел в пятерку лучших по итогам 1 квартала 2024 года
23.05Фестиваль «Лето.Парк.Кино.» возвращается!
23.05В Гатчинском районе появится 77 новых комплексов фотовидеофиксации
22.05Гатчинская теннисистка покорила чемпионат России
22.05В Приоратском парке пройдет благотворительный фестиваль «Лохматое счастье"
22.05Личный прием жителей по вопросам обеспечения прав участников СВО состоится 28 мая
21.05Гатчина принимает II Слет поисковых отрядов Следственного комитета
21.05В Малом Верево ночью сгорели хозяйственные постройки
21.05Единая диспетчерская служба поможет гатчинцам решать коммунальные вопросы
21.05В парках начинаются работы по акарицидной обработке ландшафта
20.05В Ленобласти – региональный материнский капитал при рождении 1 и 2 ребенка
Афиша-анонсы Гатчины
23 мая концерт Жанны Корнеевой
20 мая Концерт коллектива "Хор Ветеранов Войны и труда"
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
Самое читаемое
•День Победы в Гатчине! (ПРОГРАММА)
•Временное ограничение движения транспорта 9 мая
•Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•В Приоратском парке утонул подросток
•Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
•В Гатчине перекрыт участок улицы Чехова
•Традиционная весенняя ярмарка состоится на улице Рощинская
Пьеса за пьесой, макет за макетом...
23 марта 2014 г.
В Центральной районной библиотеке им. А.С. Пушкина открыта выставка работ известного петербургского сценографа Леонида Пережигина. Художник-постановщик театральных и телевизионных спектаклей, популярных телепрограмм, создатель макетов, декораций и плакатов рассказывает нам о своей работе.
- Леонид Вениаминович, с чего начинается работа сценографа в театре?
- С Александром Белинским – главным режиссером театра Музыкальной комедии судьба свела меня в 1999 году. На Малой сцене театра готовили постановку комедии «Мы из Одессы, здравствуйте!» на музыку Дунаевского. «Ваши пожелания?», – спросил я у Александра Аркадьевича. «Прочитайте пьесу, – ответил он, – мне нужно, чтобы было белое, синее и зеленое. Белое – Одесса, синее – море, зеленое – акация». И это все, что он мне сказал. Вручили мне план малой сцены, и я стал придумывать одесский дворик. Сцена очень маленькая, невысокая, неглубокая, но там был балкон. Попытался увеличить это пространство. Добился самого главного – сцена не казалась маленькой. Ведь музыка Дунаевского по ощущению широкая, вольная и свободная. Макет в 1/20 сцены делал целый месяц. Сложился зримый образ спектакля с небом, чайками и двориком. Александру Аркадьевичу понравилось. «Приходите ко мне в кабинет, – сказал он, – возьмите следующую пьесу».
- И какая же это была пьеса?
- Следующая пьеса была «Похищение Елены» на музыкуфранцузских шансонье 30-40 годов XX века. Вновь я услышал: «Прочитайте пьесу». Про пространство Александр Аркадьевич никогда не говорил, а в макете я опять решал проблемы пространства. На мой вопрос: «Ваше пожелание?», он ответил: «Чтобы было воспоминание об импрессионистах», имея ввиду цветовую гамму. У импрессионистов – это сочетание зеленого с сиреневым. Получился замок с боковыми мансардами, которые можно было удачно обыгрывать.
- Чем отличается работа сценографа в театре от работы на телевидении, где вы тоже трудились много лет?
- Если в театре художник делает декорацию на глаз зрителей, которые сидят в зале, – а это фронтальное и боковое восприятие, то на телевидении смотрят «глазами» камер оператора. Смотрят то, что показывает оператор и режиссер. Это разныеточки зрения — диагональные и перекрестные. На телевидении декорации ставятся для камер, что осложняет работу сценографа. На постановочном факультете ЛГИТМиКа нас этому не учили. На телевидении я попал в другое пространство. В нем важны крупный план, детали. Декорации должны быть более изящными, высокого качества исполнения. Их можно освещать более разнообразно. В те годы я приобретал опыт у телевизионных художников, мог экспериментировать.
- В чем еще отличие театральных и телевизионных декораций?
- В театре делают декорации надолго и прочно, так как предполагается большой период их эксплуатации. Некоторые спектакли с моими декорациями идут в Петербурге до сих пор. На телевидении, если спектакль отсняли, декорации больше не нужны. Они часто исполнены влегком материале – капроне, вуали. Сейчас телевизионные декорации делают часто из пластика, все блестящее. В передаче «Музыкальный ринг», которая с успехом шла на 5-м канале, у нас был светящийся пол из оргстекла, разные витражные фоны – окна города, цветы в русском стиле, звезды. Световое оформление из неонового освещения.
- На выставке в библиотеке широко представлены ваши плакаты. У кого вы учились этому искусству?
- Этому я учился в ЛГИТМиКе у Игоря Алексеевича Иванова, который был одновременно главным художником театра Комедии. Свой первый плакат сделал в 1977 году в Смоленске для спектакля «Орфей спускается в ад». Самыми удачными работами в этом жанре считаю плакаты к спектаклям «Дон Жуан» и «Павана Мавра», заказанными мне народным артистом СССР Никитой Долгушиным, когда я оформлял балетную программу на телевидении. Именно он был автором этого проекта, собравшим «звезд» Мариинского театра.
На мой традиционный вопрос: «Ваше пожелание?» в спектакле «Павана Мавра» Никита Долгушин сказал: «Мне нужно, чтобы из глаза Отелло проступала слеза». В этой слезе мы нарисовали отражение Дездемоны с платком. Великий артист и балетмейстер принял эскиз сразу.
В плакате к спектаклю «Дон Жуан» в постановке балетмейстера Георгия Алексидзе я «отталкивался» от красного костюма с рукавами-буфф главного героя. Сначала у меня на плакате герой летел вниз, в ад, держа в руке шпагу с фатой невесты. Никита Долгушин, который заказывал работу, перевернул эскиз плаката вверх ногами. У меня было, что Дон Жуан летит в ад, а стало, что летит в пространстве. Так и оставили.
- На телевидении вы делали много авторских работ, связанных с театром. Расскажите о программе «Фокинская хореография», которая повторялась по Центральному телевидению.
- В цикле «Балетный концерт» я создавал макет павильона и эскизы костюмов для исполнителей «Видения розы». Судьба подарила мне возможность работать с артистами Кировского театра Сергеем Вихаревым и Еленой Евтеевой. Изучал эскизы костюмов Бенуа и разработал свои варианты, которые представлены на выставке.
Так складывались обстоятельства, что у меня театр «переплетался» с телевидением. На телевидении я еще любил работать над сказками для детей. Сам придумывал для них декорации и сам их расписывал. Запомнился телеспектакль по письмам Игоря Северянина «Ананасы в шампанском», над которым мы работали с Сергеем Реммехом, и где роль Ивана играл Даниил Рассомахин. Цветовым решением постановки была сиреневая гамма.
- Выставка в библиотеке — это, в своем роде, гимн культуре ушедшей эпохи, одним из создателей которой вы были. Отрадно, что жители Гатчины и района имеют возможность вблизи рассмотреть то, что обычно издалека видят на сцене или экране телевизора. А как вы сами теперь относитесь к экспонатам выставки?
- В последнее время меня тревожит «идея фикс», что надо восстановить тот или иной макет. Ведь в нем отражена история нашей культурной жизни. Чем я и занимаюсь в свободное от работы время.
- Спасибо за беседу и выставку. Творческих вам успехов.
Зинаида СКОРНЯКОВА
Гатчинская правда, № 29 (20473) от 18 марта