Новости Гатчины
24.05Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
24.05В честь открытия стадиона "Спартак" пройдет спортивный праздник
24.05Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
24.05Продолжаются работы по благоустройству двора по улице Урицкого, 20А
23.05Гатчинский район не вошел в пятерку лучших по итогам 1 квартала 2024 года
23.05Фестиваль «Лето.Парк.Кино.» возвращается!
23.05В Гатчинском районе появится 77 новых комплексов фотовидеофиксации
22.05Гатчинская теннисистка покорила чемпионат России
22.05В Приоратском парке пройдет благотворительный фестиваль «Лохматое счастье"
22.05Личный прием жителей по вопросам обеспечения прав участников СВО состоится 28 мая
21.05Гатчина принимает II Слет поисковых отрядов Следственного комитета
21.05В Малом Верево ночью сгорели хозяйственные постройки
21.05Единая диспетчерская служба поможет гатчинцам решать коммунальные вопросы
21.05В парках начинаются работы по акарицидной обработке ландшафта
20.05В Ленобласти – региональный материнский капитал при рождении 1 и 2 ребенка
Афиша-анонсы Гатчины
23 мая концерт Жанны Корнеевой
20 мая Концерт коллектива "Хор Ветеранов Войны и труда"
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
Самое читаемое
•День Победы в Гатчине! (ПРОГРАММА)
•Временное ограничение движения транспорта 9 мая
•Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•В Приоратском парке утонул подросток
•Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
•В Гатчине перекрыт участок улицы Чехова
•Традиционная весенняя ярмарка состоится на улице Рощинская
Взаимное влияние двух культур
26 ноября 2013 г.
В Гатчинском дворце-музее открылись две выставки: «Восток и Запад – взаимное влияние двух культур» и «С великим прадедом сравнись».
Как сказала на открытии директор ГМЗ «Гатчина» Е.В. Гладкова: «Открытие одновременно двух выставок стало традиционным. Это повод вновь пригласить посетителей в музей и показать как можно больше нового».
Выставка «Восток и Запад – взаимное влияние двух культур» посвящена культурам Китая, Японии и Европы. Она – межмузейная, так как наряду с самыми ценными экспонатами гатчинской коллекции на ней представлены предметы из Петродворца, Царского Села, Елагиноостровского дворца.
Надо сказать, что подобные «восточные» выставки со времени открытия музея в 1985 году устраивались несколько раз. Но, несмотря на то, что из довоенной коллекции (более четырех тысяч единиц хранения) половина была утрачена во время Великой Отечественной войны, она и сейчас настолько богата и разнообразна, что предметы можно показывать по различным темам. Также коллекция постоянно пополняется новыми приобретениями и дарениями.
На новой выставке посетители увидят коллекцию дальневосточных произведений искусства XVI – начала ХХ века: китайский и японский фарфор, расписные и перегородчатые эмали, изделия из резной кости, камня и дерева, художественные лаки и ткани. Показ экспонатов дополнен подробными аннотациями, а также изображениями интерьеров – копиями со старинных акварелей и фотографий – Монплезира в Петродворце, Китайского дворца в Ораниенбауме, Китайского зала в Царском Селе и знаменитой Китайской галереи в Гатчинском дворце. Выставка развернута в залах 1-го этажа Арсенального каре.
В первом зале рассказывается о знакомстве европейцев с искусством Востока, в том числе Китая. Это произошло в ХIII веке после путешествия венецианца Марко Поло и издания его книги воспоминаний о странствиях по Центральной, Южной и Восточной Азии. А в ХVI веке уже был проложен морской путь в Китай, была создана Ост-Индская компания и восточные товары потекли в Европу. Копии фрагментов со старинных карт, помещенные на стенах, показывают путь Марко Поло, Христофора Колумба, Васко да Гама. В результате в Европе появилась мода на «китайские», «фарфоровые», «лаковые» кабинеты.
Следующий зал приглашает посетителей в сказочную страну Востока, которая была создана в Гатчинском дворце в Китайской галерее. Ее изображение и композиция из столиков, полочек, на которых помещены разнообразные фарфоровые вазы, фигуры, напоминают о богатейшей из дворцовых коллекций.
Китайская галерея была создана в середине ХIХ века во время перестройки дворца под руководством архитектора Р.И. Кузьмина и находилась на 2-м этаже Арсенального каре. О ней в 1871 году оставил воспоминания академик, автор многочисленных работ по культуре Китая В.П. Васильев: «Вступая в галерею, не только незнакомый будет поражен невиданным для него зрелищем, новыми формами, новыми цветами. Для него эффект несомненный, но и видавший уже подобные коллекции не может не быть поражен количеством вещей. Можно сказать с уверенностью, что такой коллекции нет не только в Европе, но и на самом Востоке».
Фарфору Китая XVII-XVIII вв. отдан отдельный зал выставки. На стенах и в витринах зала представлены первоклассные образцы из фарфора: вазы напольные, каминные, декоративные блюда, сосуды, чашки, коробочки... Рассматривать их огромное удовольствие: монохромные темно-синие, темно-красные, светло-зеленые, полихромные, расписанные с изображениями экзотических цветов, птиц, зверей, мифических персонажей, в стиле «зеленого» и «розового» семейств.
В следующем зале – фарфоровые изделия Японии, которые тоже занимают значительное место в гатчинской коллекции. Японцы многое заимствовали у китайцев, в том числе употребление чая. В XVIII веке чайная церемония оказала большое влияние на развитие японского фарфора. Для нее было необходимо 24 предмета, из них 10 изготовлялись из фарфора. В Японии фарфор сначала производили из сырья, ввозимого из Китая, а потом нашли у себя на острове Кюсю.
На выставке можно увидеть разницу между китайскими и японскими изделиями. Для японской росписи характерна ассиметрия и экспрессия в изображениях, использование ярких красок и покрытие большей части поверхности в ущерб белой фарфоровой. Различие в росписи также основано на различии религиозных взглядов двух народов.
В экспозиции особое место занимают художественные лаки: мебель, вазы, подносы, шкатулки для рукоделия, чернильные приборы. Техника изготовления таких предметов очень сложная и кропотливая. Лак, чаще окрашенный в черный или красный цвет, наносился на дерево, шелк, кожу, папье-маше – до 20 слоев. Рисунок по поверхности выполнялся золотом или серебром. Также широко использовалась резьба по лаку. Для этого наносилось до 100 слоев лака.
Также на выставке представлены изделия, выполненные в технике резьбы по кости, камню. Китайцы в этой области достигли удивительного совершенства. Трудной головоломкой является экспонат из резной кости «шар в шаре». Такие шары даже называли «дьявольской работой». Поражают воображение мастерством исполнения и бивни слона с фигурами Будд. Предполагается, что их привез из путешествия по Востоку цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II.
По мере расширения экономических и культурных связей между Востоком и Европой происходило и обратное влияние, возникновение в искусстве Китая такого интересного явления как «европейщина». Благодаря гравюрам, привезенным из Европы, на китайском фарфоре стали появляться европейские сюжеты или использование в росписи розовой краски, изобретенной в Европе, или изготовление нетипичных для Востока форм изделий.
Пример культурного обмена между странами демонстрируется в зале европейского и российского фарфора. Многие изделия выполнялись с заимствованиями восточных традиций в так называемом стиле «китайщина» или «шинуазри» («chinoiserie»), как его принято называть за пределами России. Это одна из интереснейших страниц в истории керамического искусства.
Как известно, европейский фарфор был изобретен в начале XVIII века в Саксонии алхимиком Беттгером под руководством ученого Чирнхауза. Первая фарфоровая мануфактура была учреждена в 1710 году в Дрездене по приказу короля Польского и курфюрста Саксонского Августа II Сильного, вскоре она была переведена в Мейсен.
Посетители вновь увидят гордость гатчинской коллекции мейсенского фарфора – замечательные фарфоровые шкатулки и коробочки в виде фигур куропаток, плодов, выполненные по моделям известного мастера Кендлера, и декоративную вазу с крышкой со щеглом наверху, украшенную прорезным рельефным орнаментом с лепными цветами.
В России открытие секрета изготовления фарфора принадлежало выдающемуся русскому ученому Дмитрию Виноградову. Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) был основан в 1744 году в Санкт-Петербурге. Русские мастера также часто использовали восточные мотивы, обыгрывая их по-своему. На выставке собраны вазы, предметы из сервизов в стиле «шинуазри», преподнесенные ИФЗ Николаю I, Александру III, супругам императоров, которые украшали их апартаменты в Гатчинском дворце.
Или такой пример «взаимного влияния культур»: например, секреты изготовления эмалей китайцы заимствовали уже от европейцев. Предметам, выполненным в технике расписной, выемчатой и перегородчатой эмали отведено значительное место на выставке. Расписные изделия выполняются из металла (медь, бронза, серебро, золото) и покрываются белой непрозрачной эмалью с росписью цветными эмалями, затем тоже подвергаются обжигу. Перегородчатые эмали отличаются от расписных тем, что на металлическую основу дополнительно напаиваются перегородки в виде лент, образуя ячейки, в которые заливают жидкие эмали разных цветов.
Несомненно, вызовут интерес у посетителей забавные предметы таких «некитайских» форм, как рукомойник, фигурные чайники, курильницы в виде бегущих лошадей. В этом же зале среди изделий из бронзы с золочением выделяются две замечательные по красоте вазы из столовой Александра III.
Завершается выставка комнатой, где можно посмотреть фильм об искусстве Китая. Здесь же дети могут порисовать и изготовить поделки: волшебные китайские фонарики, веера и прочее, пока взрослые знакомятся с выставкой.
Выставка будет открыта до 15 июня 2014 года.
Валентина ФЕДОРОВА
Гатчинская правда, № 126 (20420) от 5 ноября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
"Инверсия" во дворце: взгляд из музейной витрины