Новости Гатчины
24.05Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
24.05В честь открытия стадиона "Спартак" пройдет спортивный праздник
24.05Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
24.05Продолжаются работы по благоустройству двора по улице Урицкого, 20А
23.05Гатчинский район не вошел в пятерку лучших по итогам 1 квартала 2024 года
23.05Фестиваль «Лето.Парк.Кино.» возвращается!
23.05В Гатчинском районе появится 77 новых комплексов фотовидеофиксации
22.05Гатчинская теннисистка покорила чемпионат России
22.05В Приоратском парке пройдет благотворительный фестиваль «Лохматое счастье"
22.05Личный прием жителей по вопросам обеспечения прав участников СВО состоится 28 мая
21.05Гатчина принимает II Слет поисковых отрядов Следственного комитета
21.05В Малом Верево ночью сгорели хозяйственные постройки
21.05Единая диспетчерская служба поможет гатчинцам решать коммунальные вопросы
21.05В парках начинаются работы по акарицидной обработке ландшафта
20.05В Ленобласти – региональный материнский капитал при рождении 1 и 2 ребенка
Афиша-анонсы Гатчины
23 мая концерт Жанны Корнеевой
20 мая Концерт коллектива "Хор Ветеранов Войны и труда"
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
Самое читаемое
•День Победы в Гатчине! (ПРОГРАММА)
•Временное ограничение движения транспорта 9 мая
•Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•В Приоратском парке утонул подросток
•Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
•В Гатчине перекрыт участок улицы Чехова
•Традиционная весенняя ярмарка состоится на улице Рощинская
Марина Цветаева: письмо в бесконечность
16 октября 2012 г.
26 сентября исполнилось 120 лет со дня рождения Марины Цветаевой, замечательного поэта Серебряного века, женщины трагической и сломанной судьбы. Поэтому не случайно именно в эти дни в музее-усадьбе «Рождествено» состоялся моноспектакль «Марина Цветаева. Письмо в бесконечность» в исполнении талантливого молодого артиста Артёма Вольховского (режиссёр и музыкальный редактор Павел Макарцев).
«Откуда родом» дар Марины Цветаевой?
Конечно, семья: отец - профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств в Москве, мать - талантливая пианистка.
Несомненно, дар свыше: стихи она начала писать еще с детских лет, а в восемнадцать уже выпустила свой первый сборник, который оценили поэты Н.Гумилев, В.Брюсов и М.Волошин.
Разумеется, прекрасное образование: стихи Цветаева писала и на немецком, и на французском… Зиму Цветаевы жили в Москве, жаркое лето проводили в маленьком уютном городке Тарусе, нередко бывали за границей, посещая Германию, Швейцарию, Францию, Италию… «Ах, золотые деньки! Как далеки они. Боже! Господи, как далеки».
Но как рано начались потери: в 14 лет Марина лишилась матери, умершей от чахотки. В 1912 году вышла замуж за Сергея Эфрона, у них родились две дочери, Ариадна и Ирина. Но вместе семья была недолго: муж, офицер, примкнул к Белому движению и эмигрировал в Константинополь. Марина осталась в России, в голодной Москве. «Сижу, - с утра ни корки чёрствой - Мечту такую полюбя, Что - может - всем своим покорством - Мой Воин! - выкуплю тебя». Она сдаёт дочерей в приют в Кунцево: старшую она заберет оттуда больной, младшая умрет. В 1922 году Цветаева с дочерью Ариадной эмигрирует. Семья воссоединяется (надолго ли?), они живут в Чехии, где рождается сын Георгий, затем во Франции – и везде всё та же бедность. «Мне совершенно всё равно - Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной...» С.Эфрон работает в чекистской организации и оказывается замешан в политическом убийстве. «…Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила…».
Следствие этого - возвращение на Родину, где вскоре происходит арест Ариадны и Сергея. Цветаева безуспешно хлопочет об освобождении родных, носит им передачи в тюрьму, всё так же бедствует (они с сыном снимают отгороженную занавеской часть комнаты). Незадолго до смерти Цветаева пишет заявление с просьбой о том, чтобы её устроили судомойкой в столовую для писателей в Чистополе. В архиве Союза писателей Татарии сохранилось её отчаянное письмо, где она предлагала свои услуги по переводу с татарского в обмен на мыло и махорку… «О поэте не подумал Век — и мне не до него…. Век мой — яд мой, век мой — вред мой, Век мой — враг мой, век мой — ад».
31 августа 1941 года Марина Ивановна Цветаева повесилась.
И вот её стихи, её жизнь, её голос – звучат в Рождествено. Стихи мудрые, резкие, гордые – не только той ещё, дворянской, гордостью, но и гордостью посвящённого и чуждого миру Поэта, который всегда знает больше нас. «Певцом – во сне – открыты Закон звезды и формула цветка»… Стихи, в которых боль равна любви. «Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. Таких обещаний я знаю бесцельность, Я знаю тщету. - Письмо в бесконечность.- Письмо в беспредельность.- Письмо в пустоту». Стихи-письма в бесконечность и из бесконечности – в них вся страшная эпоха, вся страна наша, и вся человеческая скорбь. Эти стихи были для М.И.Цветаевой и заклинанием, и молитвой, и спасением, и погибелью. Она, как это часто, увы, бывает в России, поэт признанный, почитаемый, но одновременно - и загнанный, изгнанный. «Четвертое измерение – мстит» - написала она как-то Б.Пастернаку. Богатая – и бедная. «Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и что - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых!».
Спектакль, составленный из стихов М.И.Цветаевой, был задуман А.Вольховским и П.Макарцевым весной 2011 года, его премьера состоялась 26 сентября в г. Орле. Вместе авторы подбирали музыку, подчёркивающую смысл и эмоциональную составляющую стихов. В моноспектакле «М.Цветаева. Письмо в бесконечность» музыка является не просто фоном, а действующим лицом. Она создаёт и внутренний монолог спектакля, и его внешнюю атмосферу.
В организации этого – уже четвертого по счёту - показа спектакля Павлу и Артёму помогли студенты Санкт-Петербургской консерватории пианист И.Александров и режиссёр К.Цветкова.
Артём Вольховский родился в г. Челябинске, его отец Валерий Вольховский – замечательный режиссер театра кукол. В Орле Артём жил с шести лет, окончил музыкальный колледж по специальности «Академическое пение», занимался постановкой спектаклей в студенческом экспериментальном театре «Эквилибриум» и в этом году поступил на первый курс Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, чтобы стать профессиональным режиссёром музыкального театра. В Орле А. Вольховский как режиссер поставил три спектакля («М.Цветаева. Письмо в бесконечность», «Тень» по пьесе-сказке Е.Шварца и мюзикл «Ромео и Джульетта»). Первой его актёрской работой стала роль Квазимодо в мюзикле «Воля Судьбы» по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
Павел Макарцев родился в г. Орле, в настоящее время учится на шестом курсе Орловского медицинского института, с детства увлекается классической музыкой, самостоятельно изучает творчество великих музыкантов ХХ века, в будущем планирует сделать музыку своей профессией.
В творческих планах молодых людей – новые спектакли, учёба, выступления. Несмотря на то, что стихи Цветаевой порой странны, порой – страшны, Артём уверен: «В ее стихах столько тем, столько жизни, столько… сторон жизни и ликов смерти… Но в целом поэзия Цветаевой – жизнеутверждающая!». Хочется добавить: потому что настоящая поэзия – безмерна, или над-мерна.
«Что же мне делать, слепцу и пасынку
В мире, где наичернейший — сер,
Где вдохновенье, хранят как в термосе,
С этой безмерностью в мире мер?!»
Е.СЕМОЧКИНА, сотрудник музея-усадьбы «Рождествено»
Гатчинская правда, № 117 (20261) от 16 октября
Читайте также
"Кисть художника везде находит тропы..."
Молодые писатели вокруг «ДЕТГИЗА»: стихи не понарошку