Новости Гатчины
24.05Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
24.05В честь открытия стадиона "Спартак" пройдет спортивный праздник
24.05Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
24.05Продолжаются работы по благоустройству двора по улице Урицкого, 20А
23.05Гатчинский район не вошел в пятерку лучших по итогам 1 квартала 2024 года
23.05Фестиваль «Лето.Парк.Кино.» возвращается!
23.05В Гатчинском районе появится 77 новых комплексов фотовидеофиксации
22.05Гатчинская теннисистка покорила чемпионат России
22.05В Приоратском парке пройдет благотворительный фестиваль «Лохматое счастье"
22.05Личный прием жителей по вопросам обеспечения прав участников СВО состоится 28 мая
21.05Гатчина принимает II Слет поисковых отрядов Следственного комитета
21.05В Малом Верево ночью сгорели хозяйственные постройки
21.05Единая диспетчерская служба поможет гатчинцам решать коммунальные вопросы
21.05В парках начинаются работы по акарицидной обработке ландшафта
20.05В Ленобласти – региональный материнский капитал при рождении 1 и 2 ребенка
Афиша-анонсы Гатчины
23 мая концерт Жанны Корнеевой
20 мая Концерт коллектива "Хор Ветеранов Войны и труда"
8 и 9 мая бесплатные экскурсии «Гатчинский парк. Возрождение»
5 мая Благотворительный пасхальный концерт!
28 апреля Органный концерт "Немецкое барокко"
21 апреля Концерт "Подставляйте ладони, я насыплю вам солнца!"
21 апреля Концерт «В гостях у оркестра русских народных инструментов»
Самое читаемое
•День Победы в Гатчине! (ПРОГРАММА)
•Временное ограничение движения транспорта 9 мая
•Коллектив МБУ "УБДХ" простился с коллегой, который погиб на СВО
•График выплаты пенсий, ЕДВ и социальных выплат в мае
•В Приоратском парке утонул подросток
•Отключение горячей воды в Гатчине: с 28 мая
•В Гатчине перекрыт участок улицы Чехова
•Традиционная весенняя ярмарка состоится на улице Рощинская
Мальчикам - пространство, девочкам - заботу
30 августа 2012 г.
Лексически заголовок неправильный: слово «пространство» – из области материальной, а «забота» - из эмоциональной. Впрочем, так же неправильно мы, в большинстве своем, воспринимаем и оцениваем поведение самих героев сегодняшнего разговора. Над нами довлеют стереотипы, «впитанные» еще в песочнице. Современные исследования в области нейропсихологии позволяют распрощаться со многими мифами и более объективно посмотреть на возможности наших детей, в зависимости от их половой принадлежности.
Знакомая до боли картина: мама (или учитель) долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, а он (как им кажется) и не переживает вовсе! Мама сердится на сына за то, что он не переживает вместе с ней, ОНА ВИДИТ, что он равнодушен к ее словам. Женщины, не сердитесь: мальчик УЖЕ отреагировал на ваши слова в первые минуты разговора. Он уже дал, как говорят психологи, пик эмоциональной активности. Но в отличие от вас (от сестры, одноклассницы, воспитательницы, учительницы) НЕ может долго удерживать эмоциональное напряжение. Природа его к этому не приспособила. Чтобы пережить длительный накал страстей, чаще всего нагнетаемый женским полом, природа наделила мужской пол способностью отключать слуховой канал, чтобы информация до его сознания не доходила.
Мозг мальчика, как показали современные исследования в области нейропсихологии, очень избирательно реагирует на эмоциональное воздействие. Психологи В. Еремеева и Т.Хризман, проводившие эти исследования, советуют поступать очень просто: «Ограничьте длительность нотации, но сделайте ее более емкой по смыслу». Будьте конкретны. Слова «такой-сякой..» замените совершенно конкретными, короткими предложениями Тогда ребенок поймет, чем вы, собственно, недовольны. Если мы обратимся к нашим взрослым сверстникам, то увидим примерно ту же самую картину: мужчины стараются быстро снять эмоциональное напряжение и с переживаний переключаются на продуктивную деятельность.
У женщин (и у девочек) в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Он как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, чтобы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Исследователи предполагают, что именно за счет этого достигается максимальная выживаемость женского организма. Это ведь главная задача женщины, предназначенная ей природой – выжить и сохранить потомство. А что же мужчины?
Доктор биологических наук, генетик В. А. Геодакян считает, что женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его – по возможности не допустить их изменений. Мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. Иными словами, женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.
Замечу по ходу, что есть такие предположения, что когда рождается ребенок, то он наследует по материнской линии то, что она «накопила» в себе как генотип, а от отца – то, чего он «достиг» лично сам к моменту зачатия ребенка (интеллектуальный и социальный опыт, физическое здоровье).
Но вернемся к мальчикам. По причине, указанной выше, природа особо с ними не церемонится, используя как опытный материал для «новинок эволюции». Как пишет Геодакян, у мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков. При рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек.
Женщины как бы «более одинаковы», но природа дала им более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают мужчины. Но у них есть выход: отыскать другое «место обитания, где было бы комфортнее, или изобрести НЕЧТО. Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность мужского пола к поисковому поведению, тяга мужчин к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но (как расплата) - и менее надежен, и более раним.
Все по той же причине девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики, на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить В начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они и физически сильнее мальчиков.
До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых- вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» - кукол, тряпочки - и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Уже доказано, что именно мальчикам для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. А умеем ли мы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?
Увы: стратегия обучения и в детском саду, и в школе, чаще всего, рассчитана на девочек. К примеру, специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок - период врабатываемости - у детей зависит от пола. Девочки быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются они по девочкам, так как мальчики «раскачиваются» долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки, наоборот, начинают уставать. Учитель это сразу замечает, поскольку он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снимать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчики, которые именно сейчас готовы воспринимать ключевой для урока материал, оказываются «в пролете», так как базовые понятия и объяснения уже даны. Они их пропустили или не поняли, т.к. в тот момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Если учитель опытный, то этот момент учитывает, задавая вопросы «на усвоение» и с помощью ответов девочек помогает наверстать упущенное мальчикам.
…Вспомните свои школьные годы и ответы у доски или «с места». Мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно. Девочка смотрит в лицо учителю и, отвечая, ищет в его глазах подтверждение правильности своего ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Вопросы у детей тоже разные. Мальчики (как впрочем и мужчины) ориентированы на получение конкретной информации («А какой у нас следующий урок?», « А что у нас сегодня на ужин?»), а девочки спрашивают ради установления контакта со взрослым («А вы к нам еще придете?»), они ориентированы на отношения между людьми.
По-разному звучат и детские ответы. Мальчики более вариативны, индивидуальны, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они редко раскрывают его в словах. Они молчат, и нам кажется, что они не думают, не ищут решений… А поиск идет, он интересней и богаче, чем мы можем себе представить.
(Продолжение следует)
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Гатчинская правда, № 97 (20241) от 30 августа